старше 16

Роспотребнадзор напоминает как наладить режим дня школьника

11.09.2020

Начался новый учебный год, и для того, чтобы справляться с многочисленными нагрузками, школьнику необходимо правильно организовать режим дня. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают:

  • количество и качество сна;

  • питание;

  • двигательная активность.

Из этих компонентов складывается суточный режим. Рационально построенный и организованный режим дня позволяет создать условия для высокой работоспособности, предупреждает развитие утомляемости, а также повышает сопротивляемость организма.

После напряженного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Его продолжительность зависит от возраста и должна быть для школьников 6-10 лет – не менее 10 часов, 11-14 лет – не менее 9 часов, а для более старших – не менее 8 часов. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего – в 22.00 - 22.30.

Полноценность сна обеспечивается его правильной организацией: ложиться спать в одно и то же время, ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.). Также полезна прогулка на свежем воздухе в течение 30-40 минут. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить.

Начинать день следует с утренней гимнастики в течение 10-15 минут. Она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое, хорошее настроение.

Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе.

После зарядки проводятся обязательно водные и гигиенические процедуры.

Обязательно приучайте ребёнка завтракать. Питание школьника должно быть разнообразным, богатым белками, микроэлементами и витаминами. Ежедневно в меню детей необходимо включать мясные, кисломолочные, молочные продукты, овощные блюда, фрукты, блюда с растительными маслами, каши.

Необходимо соблюдать определенное время, кратность приема пищи (4 - 5 раз в день) и интервалы между ними (3,5 - 4 час.). Очень важно, чтобы ребенок получал горячее питание в школе.

По возвращении из школы ребенок должен пообедать и отдохнуть (не менее 2-х часов).

Основная часть времени должна отводиться прогулкам на свежем воздухе, которая может сопровождаться подвижными играми или спортивными занятиями (плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей), дающими хороший оздоровительный эффект.

Приступать к выполнению домашнего задания рекомендуется не ранее 16 часов, так как именно в это время начинается второй пик (вечерний) повышения суточной работоспособности.

Для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту и хорошо освещенное. Стол следует поставить у окна, чтобы свет падал на учебники и тетради слева (если ребенок правша). Очень важна правильная посадка ребёнка во время приготовления домашних заданий.

На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов рекомендуется отводить полтора-два часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа. Начинать выполнение домашних заданий лучше с более легких постепенно переходя к более сложным. Можно чередовать письменные задания с устными. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы. Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.

Особое внимание следует уделить работе за компьютером. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов - 35 минут.

В режиме дня также должно быть предусмотрено свободное время, которое используется школьником сообразно своим интересам, для младшей возрастной группы -1-1,5 часа, для среднего и старшего возраста 1,5-2,5 часа в день. В это время дети могут читать художественную литературу, рисовать, лепить, конструировать, вышивать, смотреть телевизионные передачи, общаться с друзьями и т.д. Занятия в кружках должны соизмерятся с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьников более чем в 2 кружках.

Выполнение этих рекомендаций поможет максимально сохранить здоровье и работоспособность обучающихся, предохранит нервную систему от переутомления и повысит сопротивляемость организма к заболеваниям.


Вернуться в раздел