старше 16

Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований технических регламентов Таможенного Cоюза

25.12.2017

В текущем году Управлением Роспотребнадзора по Тульской области осуществлялся контроль за соблюдением требований следующих технических регламентов:

  • ТР ТС 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию»

  • ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»

  • ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»

  • ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки»

  • ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»

  • ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»

  • ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»

  • ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»

  • ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию»

  • ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»

  • ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств»

  • ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»

  • ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»

  • ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»

  • ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»

  • ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»

  • ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции»

  • ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания»

  • ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

Так, за 9 месяцев 2017 года Управлением было проверено 1076 субъектов. Наибольшее количество проверок проведено за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (проверено 968 объектов), ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки (923), ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» (787), ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» (725), ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (677), ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» (634).

По результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 540 административных дел по: ч.1 ст.14.43 КоАП РФ – 487, ч.2 ст.14.43 КоАП РФ – 31, ч.1 ст.14.44 КоАП РФ – 1,ч. 2 ст. 14.44 КоАП РФ – 1, ст.14.45 КоАП РФ – 2, ч.1 ст.14.46 КоАП РФ – 2, ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ - 1, ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ - 8, ч.15 ст.19.5 КоАП РФ – 1.

По результатам рассмотрения дел Управлением вынесено 498 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на сумму 5811,4 тыс. руб., судами наложено – 10 административных штрафов на сумму 184 тыс. руб., сумма конфискованной продукции составила 8,8 тыс. руб.

Общее число выданных предписаний составило 405, в том числе об устранении нарушений требований ТР ТС – 375, о разработке программ мероприятий по предотвращению причинения вреда – 1, приостановлении реализации продукции – 174.

Общее количество проверок, по результатам проведения которых, Управлением были выявлены нарушения обязательных требований ТР ТС, составило 434 или 40,3 от общего количества проверок по ТР ТС (1077). Число выявленных нарушений при проведении проверок составило 572.

Основными типичными нарушениями, выявленными при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, являются следующие:

1) по статье 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления и хранения пищевой продукции:

- к процессам изготовления продукции допускаются работники без прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;

- не соблюдаются условия хранения продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве пищевой продукции;

- не принимаются меры по уборке, мойке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений;

- не проводятся мероприятия по защите от проникновения в производственные помещения грызунов и насекомых;

- в производственных помещениях допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств;

- поверхности полов производственных помещений недоступны для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции;

- изготовление продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям;

- производство пищевой продукции без маркировки и нанесения информации о продукции, сроке годности, дате изготовления, неполном указании изготовителя, отсутствие знака ЕАС

2) по статье 14.43 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам перевозки, хранения и реализации пищевой продукции, основными типичными нарушениями являются:

- реализация алкогольной продукции с нарушением требований ГОСТ;

- у работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

- допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией;

- допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных пищевых продуктов вместе с доброкачественными;

- подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится на одном оборудовании;

- допускается оборот продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям (жирно - кислотный состав);

- осуществляется хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях без стеллажей, поддонов или подтоварников;

- допускается продажа продукции в отсутствие документов, подтверждающих их качество;

- продавцами продукции не осуществляется производственный контроль за качеством реализуемой продукции;

- допускается реализация продукции без маркировки и нанесения информации о продукции, сроке годности, дате изготовления, неполном указании изготовителя, отсутствие знака ЕАС.

- реализация алкогольной продукции, не соответствующей обязательным требованиям нормативных документов по органолептическим (вкус, букет, посторонние включения), физико-химическим (м/к приведенного экстракта, крепость, экстрактивность, м/к альдегидов), микробиологическим (наличие плесени, дрожжей) показателям.

3) по статье 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований при оказании услуг общественного питания:

- в процессе изготовления продукции не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее изготовления, в частности при осуществлении процессов производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП;

- не проводится производственный контроль за качеством изготавливаемой продукции;

- для обеспечения безопасности в процессе изготовления пищевой продукции не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;

- к процессам изготовления продукции допускаются работники без прохождения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;

- не соблюдаются условия хранения продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при изготовлении пищевой продукции;

- не обеспечивается поточность технологических операций, исключающая встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря;

- не проводятся мероприятия по защите от проникновения в производственные помещения грызунов и насекомых;

- ежедневно не проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий.

4) по части 2 статьи 14.43 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению обязательных требований к процессам изготовления, хранения и реализации продукции, создавшие угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения:

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические, физико-химические показатели);

- в процессе производства продукции не соблюдаются условия хранения и сроки годности продукции и сырья;

- на продукции отсутствует информация об условиях хранения, сроке годности;

- допускается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток; загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; не имеющей установленных сроков годности, а также с истекшими сроками годности;

- отсутствуют необходимые условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения продукции;

- осуществляется продажа продукции в отсутствие этикеток (ярлыков) на таре изготовителя;

 - в процессе изготовления продукции не соблюдаются условия хранения, сроки годности продукции и сырья;

- допускается хранение салатов и нарезанных компонентов в незаправленном виде более 6 ч., также допускается хранение салатов в заправленном виде.

5) по статье 14.45 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимися в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии является:

- реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в отсутствие в товарно-сопроводительной документации сведений об обязательном подтверждении соответствия (сертификате соответствия: его номере, сроке действия, органе, выдавшем сертификат, или сведений о декларации соответствия, в том числе ее регистрационном номере, сроке ее действия, наименовании лица, принявшего декларацию, и органе, ее зарегистрировавшем).

6) по части 1 статьи 14.46 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимися в маркировке продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, является:

- реализация пищевой продукции, маркированной знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании.

7) по части 2 статьи 15.12 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимися в продаже товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, является:

- реализация пищевой продукции без маркировки;

8) по части 4 статьи 15.12 КоАП основными типичными нарушениями, выразившимися в обороте алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, является:

- продажа алкогольной продукции в отсутствие информации о наименовании производителя алкогольной продукции на акцизных марках; обороте алкогольной продукции при отсутствии на ней федеральной специальной марки.

- реализация табачных изделий без специальных акцизных марок, без установленной информации, для потребителей на русском языке.

Федеральным законодательством «О техническом регулировании» установлены права и обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, а именно:

- в течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. До завершения проверки должны быть приняты необходимые меры по предупреждению причинения возможного вреда, связанного с обращением данной продукции (ч. 1 ст. 38 ФЗ № 184-ФЗ»);

- изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации (ч. 1 ст. 37 ФЗ № 184-ФЗ).

 - в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией (ч. 2 ст. 38 ФЗ № 184-ФЗ)

- оповестить приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда, способах его предотвращения (необходимых действиях), сроках реализации таких мероприятий;

- в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям, в том числе потребителям, убытки, возникшие в связи с отзывом продукции (ч. 3 ст. 38 ФЗ № 184-ФЗ);

- на весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) за свой счет обязан обеспечить приобретателям, в том числе потребителям, возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.

В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства о техническом регулировании Управление Роспотребнадзора по Тульской области рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:

- знакомиться с материалами, текстами нормативно-правовых актов в области технического регулирования размещенными на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Тульской области в сети «Интернет»

- изучать рекомендации Управления Роспотребнадзора по Тульской области, по недопущению наиболее часто встречающиеся случаев нарушений обязательных требований ТР ТС

- обеспечить на регулярной основе обучение сотрудников организации по вопросам реализации обязательных требований ТР ТС

- принимать участие в семинарах, конференциях, проводимых Управлением Роспотребнадзора по Тульской области;

- регулярно знакомиться с обобщенной практикой осуществления государственного контроля (надзора) законодательства о техническом регулировании, размещенной на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Тульской области

- осуществлять входной (при приемке товара) или производственный контроль за реализуемыми товарами.


Вернуться в раздел